Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть



сегодня 3 декабря суббота

Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Рекомендации Парламентских слушаний "О предложениях по ускорению социально-экономического развития России" от 22 сентября 2014 года

01.10.2014

РЕКОМЕНДАЦИИ

Парламентских слушаний на тему: «О предложениях по ускорению социально-экономического развития России»

Москва, Государственная Дума, 22 сентября 2014 года

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15.09.2014 № 188, п.183 Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству провел Парламентские слушания «О предложениях по ускорению социально-экономического развития России».

В слушаниях приняло участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, науки, общественных, деловых и экспертных организаций.

На Парламентских слушаниях выступили:

- заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель фракции ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе В.А.Васильев,

- первый заместитель Председателя Государственной Думы А.Д.Жуков,

- руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе В.В. Жириновский,

- директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН В.В.Ивантер,

- заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС при Президенте РФ А.Г.Аганбегян,

- советник Президента РФ С.Ю.Глазьев,

- первый заместитель Председателя Центрального банка РФ К.В.Юдаева,

- заместитель Министра экономического развития РФ А.Л.Ведев,

- директор Института экономики РАН Р.С.Гринберг,

- заместитель руководителя фракции КПРФ в Государственной Думе Н.В.Коломейцев,

- заместитель Министра промышленности и торговли РФ В.Л.Евтухов,

- президент Ассоциации российских банков Г.А.Тосунян,

- заместитель Министра финансов РФ А.В.Моисеев,

- заместитель Министра сельского хозяйства РФ А.В.Волков,

- заместитель председателя Внешэкономбанка А.Н.Клепач,

- президент Банка «Российская финансовая корпорация» А.А.Нечаев,

- заместитель председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Е.Л.Николаева и другие.

Итоги Парламентских слушаний подвел председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству И.Н.Руденский.

Заслушав выступления представителей органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предпринимательских объединений и научного сообщества, участники Парламентских слушаний отмечают следующее.

Важнейшим позитивным фактором выработки государственной социально-экономической политики стало широкое публичное обсуждение связанных с этим проблем в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Сложная экономическая ситуация в мире требует решительных шагов по преодолению стагнации (рецессии и стагфляции) в российской экономике в 2013-2014 гг., прежде всего, путем ускорения социально-экономического развития России при сокращении инфляции.

Главная среднесрочная цель ускорения – рост уровня жизни граждан России при устойчивом развитии экономики и социальной сферы.

Выдвигается задача – добиться увеличения темпов экономического роста на период 2015-2020 гг. до 3-4% в год при инфляции в 4-5%, на период 2020-2025 гг. – до 5-6% в год при инфляции 2-3%.

Главное средство ускорения – переход к форсированному росту инвестиций в основной капитал. На период 2015-2020 гг. необходим ежегодный 8%, на период 2021-2025 гг. – 10% рост инвестиций. При этом доля инвестиций в ВВП России должна увеличиться – с 19% в 2014 г. до 25% в 2020 г. и до 30% в 2025 г. Тем самым, с опозданием, но будет выполнено задание Президента РФ В.В.Путина, предусмотренное в Указе от 7 мая 2012 г. «О долгосрочном экономическом развитии», о повышении доли инвестиций в ВВП до 25% в 2015 г. и 27% в 2018 г.

Дополнительные инвестиции для ускорения социально-экономического развития России в 2015-2020 гг. должны быть направлены на (в ценах 2013 г.):

- технологическое перевооружение действующих предприятий – до 2 трлн. руб. с окупаемостью 5-7 лет;

- прирост мощностей и создание новых предприятий, прежде всего, в отраслях по производству готовой продукции, особенно высокотехнологической – до 2 трлн. руб. с окупаемостью – 8-10 лет;

- создание развитой инфраструктуры – скоростных автострад, скоростных железных дорог, строительство логистических центров, прежде всего, для продовольственных товаров – до 2 трлн. руб. с окупаемостью 18-20 лет;

- удвоение к 2020 г. жилищно-социального строительства – до 1,5 трлн. руб.;

- приоритетное развитие «экономики знаний» (НИОКР, образование, информационные и биотехнологии, здравоохранение) как главного локомотива социально-экономического развития России. Повышение доли «экономики знаний» в ВВП с 15% до 30% к 2025 г. (в настоящее время Западная Европа – 35%, США – 45%) – до 1 трлн. руб. инвестиций и 2 трлн. руб. текущих затрат из госбюджета. Благодаря высокому мультипликативному эффекту ежегодное увеличение этой сферы на 8-10% обеспечит дополнительный прирост ВВП на 1,5-2%.

При этом объемы дополнительных инвестиций по сравнению с 2013 г. будут нарастать: в 2015 г. – 1 трлн. руб., в 2016 г. – 2 трлн., в 2017 г. – 3,5 трлн., в 2018 г. – 5 трлн., в 2019 г. – 6,5 трлн., в 2020 г. – 8 трлн. руб.

Источниками дополнительных инвестиций могут стать:

- увеличение доли инвестиционных кредитов в активах российских банков (55 трлн. руб.) с 2 до 6% (с 1 до 3 трлн. руб.); - переход к умеренно-дефицитному бюджету в размере до 3% ВВП (норма Европейского союза), что даст 2 трлн. руб. дополнительных инвестиций;

- использование на возвратной основе на срок до 5 лет части международных золотовалютных резервов страны (470 млрд. долл.) – по 30-50 млрд. долл. (1-2 трлн. руб.) в год. При этом нетронутыми, по минимуму, останутся свыше 200 млрд. долл., которые являются достаточными для финансовой безопасности страны и превышают золотовалютные запасы США, Германии, Франции и Италии;

- освобождение от налога части прибыли предприятий, направляемой на инвестиции, и переход к ускоренной амортизации как источнику инвестиций – до 1 трлн. руб. дополнительных капвложений;

- средства от приватизации отдельных государственных предприятий, которые выполняют чисто коммерческие функции, что ежегодно увеличит инвестиции на 0,5-1 трлн. руб.;

- часть сбережений населения (около 20 трлн. руб. в России и 700 млрд. долл. за границей) для финансирования жилищного строительства и покупку автомобилей, создав для этого необходимые стимулы и госгарантии;

- направление на инвестиционные цели и развитие «экономики знаний» 40-50% ежегодного прироста ВВП, что составит, например, в 2016 г. до 1 трлн. руб., в 2020 г. до 2 трлн. руб.

Механизм инвестиционного финансирования изложен, в основном, Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на Петербургском международном экономическом форуме в 2014 г. Такой механизм включает:

- широкое использование инвестиционного кредита, увеличение его доли в общем объёме инвестиций с 8 до 20% (в развитых странах – 30-50%). Для этого предоставить системно-значимым коммерческим банкам синдицированный кредит за счет средств Банка России в обмен на их привилегированные акции. Преимущество такого кредита – нацеленность на результат, возвратность, окупаемость, активное участие коммерческих банков;

- широкий доступ предприятий к дешёвым инвестиционным ресурсам; ставка кредита для конечного пользователя должна быть не выше уровня инфляции плюс 1%: в рублёвых кредитах – 6-7%, а в валютных – 3-5%;

- переход преимущественно на проектное финансирование; - предоставление налоговых, таможенных и других льгот при создании новых предприятий, а также эффективном импортозамещении и экспорте продукции, внедрении новых технологий и видов продукции;

- введение долговременных нормативов на трансфер финансовых ресурсов из федерального бюджета в доходы региональных бюджетов, а также из региональных бюджетов – в доходы местных бюджетов. Это повысит их заинтересованность в развитии регионального и местного хозяйства;

- полное освобождение предприятия легкой промышленности, находящейся в деградации, от налога на прибыль на 10-летний срок, учитывая ее особую роль в импортозамещении (по импорту завозится до 70% продукции);

- сокращение вдвое размеров уплачиваемых стагнирующим малым бизнесом обязательных социальных взносов. Для вывода малого бизнеса из стагнации и увеличения его вклада в ускорение социально-экономического развития страны создать Агентство по развитию малого предпринимательства, поручив ему разработать программу развития малого предпринимательства;

- мораторий на рост налогов и обязательных взносов бизнеса и населения, а также на сокращение льгот и госгарантий;

- создание и развитие государственного лизинга в промышленности и строительстве по европейским стандартам.

Комитету Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству целесообразно оперативно:

- обобщить предложения участников Парламентских слушаний по ускорению социально-экономического развития России, итоговые материалы направить в Правительство Российской Федерации, в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, общественные объединения и союзы предпринимателей, ведущим российским научным учреждениям, ученым и специалистам;

- разместить итоговые материалы Парламентских слушаний на официальном сайте Государственной Думы и продолжить публичное обсуждение вопросов ускорения социально-экономического развития Российской Федерации в целях формирования и реализации стратегического курса на обеспечение роста благосостояния населения, оборонной достаточности и безопасности, экономического суверенитета и конкурентоспособности России в современном мире.

Участники Парламентских слушаний считают необходимой разработку в сжатые сроки (до конца 2014 г.) Программы неотложных мер по преодолению стагнации и ускорению социально-экономического развития России.

Наверх